РЕЛАКСАЦИЯ В ДЫХАНИИ

Отрывок из интервью Дэна Брюле Джиму Морнингстару.

Д.М. — Дэн, что происходит, когда мы освобождаемся от стресса и напряжения, и как мы справляемся без драмы и конфликта?

Д.Б. — Я думаю, определённые вещи, к которым мы стремимся, которые мы практикуем, по-настоящему начинают включаться и работать только когда становятся привычкой нашей системы, нашим образом жизни.

Одна из вещей, которые я практиковал с давних пор: когда я замечал, что начинал напрягаться, я осознанно открывался и расширялся, — и это вдох, а затем расслаблялся и отпускал, — и это выдох. И я делал это часто, во многих ситуациях, очень осознанно, так что моя система переняла это как стратегию и стала это делать сама по себе.

Так что с какого-то момента я заметил, что, когда во мне начинает появляться напряжение, даже если я его не осознаю, дыхание приходит будто из ниоткуда и просто смывает его.

И это удивительно: пластичен не только наш мозг, но и тело, и ум. Наша система может подстраиваться под новые стратегии, которые мы ей показываем. Я думаю это один из чудесных, красивых аспектов в работе с дыханием: мы можем буквально перепрограммировать нашу систему ума-тела, можем обновлять наше программное обеспечение. И наша система будет продолжать подстраиваться под более высокие уровни бытия. И я думаю, что частью этого является режим расслабления, свободного времени.

Я забыл, кто это сказал: «Отдых — это половина работы». Большинство людей не связывают отдых с работой, а в работе с дыханием мы используем расслабление как часть работы. Я имею в виду, что каждое дыхание мы используем для подзарядки энергией, но мы также используем его и для расслабления. И если практиковать что-то достаточно долго и часто, оно просто становится автоматическим, нашим способом жить, нашей второй природой, а не чем-то, что нам надо делать, прикладывая усилия.

Д.М. — Одна из наших коллег написала книгу под названием «Выдох», в которой говорится, что буквально половина нашей жизни связана с расслаблением. Иными словами, в работе с дыханием мы не ожидаем, когда вдох придёт к нам, а делаем его, а затем на выдохе происходит буквальное мышечное отпускание того усилия, сделанного на вдохе. У большинства населения западной цивилизации с этим проблема: нам отлично удаётся вдох, хотя и там у нас есть блоки, но с выдохом дело обстоит гораздо хуже. Мы не можем расслабиться, чтобы полностью отпустить выдох. И тренинг в работе с дыханием касается того, что расслабление – половина нашей жизни.

Д.Б. — И дело не в том, что расслаблены вы или нет. В расслаблении есть слои и уровни. Леонард Орр говорил о том, что есть порог, за которым мы не можем расслабиться, потому что появляются защиты, стратегии и прочее. Если посмотреть на расслабление как на феномен, у которого есть уровни, то можно сказать, что мы всегда можем расслабиться ещё больше, всегда есть какая-то часть, которую можно ещё расслабить. И расслабление выходит за пределы физического. Мы отпускаем энергетически, это эмоциональное, психологическое расслабление. То, что большинство людей переживают как расслабление, — это хроническое напряжение, с которым они живут. Если напряжение выше этого порога, тогда оно воспринимается как напряжение, но, когда напряжение спадает до привычного, фонового уровня, им кажется, что они расслаблены. И вот там-то и надо начать расслабляться по-настоящему, глубже.

Д.М. — Да, как ты говорил, нам привычен определённый уровень, и мы не осознаем, что нам доступно гораздо больше, если мы захотим отпустить то, что кажется нам нормальным, безопасным, рискнём открыться и выйти из зоны комфорта.

Д.Б. — Есть ещё один интересный феномен: обычный человек реагирует на расслабление погружением в сон. Вы расслабляетесь, расслабляетесь и довольно скоро вы спите! И когда люди глубоко расслабляются в дыхательной сессии, оставаясь при этом совершенно пробужденными, они всегда говорят об этом как о высшем религиозном переживании. Это очень естественный феномен: большинство людей, находясь в наиболее расслабленном состоянии, в это время спят. Когда тело полностью отпущено, а ум затих, мы даже не можем насладиться этим состоянием, пережить это глубокое расслабление, потому что спим. И для того, чтобы оставаться пробужденными, расслабляясь всё глубже, нужна практика. Сочетание глубокого расслабления и интенсивной пробужденности – нечто очень редкое. Мы либо интенсивно пробуждены и напряжены, либо расслабляемся и быстро засыпаем. Так что они редко объединяются.

Д.М. — Да, и мы знаем, что они объединяются в работе с дыханием.

No Comments

Sorry, the comment form is closed at this time.